035-Как делать отверстия в платах, применение SMD компонентов.

Автор: | 18.04.2010

Титл для SMDДавайте поговорим о сверлении отверстий в плате. Что нужно для того, чтобы отверстия в плате хорошо получались? Прежде всего, нужно «правильное» сверло. У меня, в свое время, было много экспериментов по этому поводу. Были опробованы различные сверла (даже шли в расход иголки со сломанными ушками), но проблема в том, что стеклотекстолит абразивный и сверло быстро «садится». Точить сверло диаметром меньше миллиметра муторная работа, проще брать новое. Кроме того сверла тонкие и ломаются на раз. Соответственно был большой расход сверл. Чисто случайно мне на глаза попалась коробочка с тонкими фрезами и про проблемы со сверлением я забыл!

Фреза для сверления отверстий в плате

Фрезы почти не тупятся, не ломаются, одной фрезы хватает надолго. Из-за острого кончика фреза хорошо позиционируется в отверстии, утолщенное тело надежно держится в патроне. Если есть такая необходимость, фрезой можно сделать фаску в отверстии. В виду вышесказанного сверлами я уже давно не пользуюсь.

Инструмент для сверления отверстий

Но есть у фрез один недостаток – они созданы для тихоходной работы. При сверлении дрелькой образуется много пыли. Поэтому я все чаще вставляю фрезу в ручные тисы и сверлю отверстия вручную. Конечно, для больших объемов это не подходит, а сделать несколько дырочек самое оно – достаточно нескольких оборотов и отверстие готово.
В последнее время я стараюсь отказаться от сверления отверстий вообще. Почему? Во-первых, сверление это всегда пыль, а если сверлить много пыли будет очень много.
Пыль стеклотекстолита очень вредная.

Пыль при сверлении

Во-вторых, сверление довольно нудное и долгое занятие. Короче – ну не люблю я сверлить! А что же тогда делать? Переходить на SMD компоненты!
Если Вы еще не используете планарные компоненты в своих проектах – следующая часть поста для Вас.

Я Вас немного обманул в заголовке поста. На самом деле статья не о том, как делать отверстия в плате, а о том, как их не делать.

Итак, что хорошего в применении SMD компонентов? Самое главное они дешевле – намного дешевле. Идем дальше – они компактны в хранении. Например, у меня в небольшой коробке 24 отделения с резисторами разных номиналов, в каждой ячейке не меньше, чем по сотне резисторов — больше 2,4 тысячи резисторов. Удобно!

Коробка для хранения компонентов

Дальше – меньше придется сверлить отверстия (хотя совсем от них отказаться не получиться). Еще, бытует мнение, что паять SMD компоненты трудно. Все наоборот – паяются они легко и быстро. Ваши устройства станут компактней. Размещать в корпусах их станет немного проще. В общем …

Переходим на платы без дырочек

Переходим на платы без дырочек!

Позже я покажу, как сделать универсальные платы для устройств на SMD компонентах. На таких, заранее сделанных, платах можно собрать почти любое устройство, не тратя время на разводку и травление платы специально под схему Вашего устройства.

(Visited 1 819 times, 3 visits today)

035-Как делать отверстия в платах, применение SMD компонентов.: 35 комментариев

  1. ec

    Очень похоже на центровочное сверло.
    А что у вас за инструмент на картинке справа (мало отверстий, мало пыли)?

  2. GetChiper Автор записи

    Может и центровочное сверло — за название не ручаюсь.
    А инструмент — ручные тисы. Крутишь ручку — губки сжимаются. Перпендикулярно по центру на губках есть канавка — удобно зажимать сверло.

  3. Уведомление: Сергей

  4. anatoliy

    @GetChiper

    GetChiper :
    Может и центровочное сверло

    Оно самое!
    Сверлить им платы всё равно что микроскопом гвозди забивать!!!

  5. aui2002

    Если стоит оно не как микроскоп, а отверстия получаются качественные и работать им удобно, то почему нет?

  6. anatoliy

    Ну просто я их использую по назначению. И мне это как серпом по яйцам. Учитывая их стоимость! У нас оно около 100р/ш. В не зависимости от размера. И то под заказ.

  7. GetChiper Автор записи

    Мне они достались просто так, поэтому сожаления при их использовании нет. В дрельке эта штука платы просто «прокалывает» и хватает надолго.

  8. W@TT

    Подскажите кто-нить где эти сверла можно достать в Екатеринбурге? Или может в интернет магазине каком-нить??

  9. anatoliy

    @W@TT
    ИМХО лучше и надёжнее добыть металкерамичесике сверла по текстолиту с толстым хвостиком. Но это если сверлиш на станочке. Сверла очень хрупкие. У мя хватало на год. Сколько отверстий затрудняюсь сказать но до ****.
    А ручной приспособой можно маленьким сверлом балеринка. Или тонкими стальными сверлами. С водичкой.

  10. aui2002

    @anatoliy
    А для чего вообще нужно центровочное сверло?

  11. anatoliy

    Ну основное назначение при токарных работах на ценрах выполнить специально спрофилированное отверстие под центр на заготовке. Оно имеет хитрый профиль и само сверло выполнено очень точно. Биения полностью отсутствуют.

  12. W@TT

    @anatoliy
    У меня нет станочка. Обычный движок типа ДП с набором цанг. Но много ровных отверстий им не насверлишь(( Да и сверла постоянно ломаются

  13. anatoliy

    @W@TT
    В этом то все и дело:-) Я когда проанализировал ситуацию то сразу стал за станок. Сверло ломается от перекоса! При правильном подходе скорость резанья такая, что оно как-бы пробивает отверстие. Меньше 0,2 сек на отверстие. Я уже собрал под заказ несколько роботов дырочки сверлить. Но сам сверлю станочком.
    Может вам попробовать изобрести крепеж для ДП как у ручного фрезера ро дереву. Прижимаешь опорную площадку к ПП и нажимаешь сверху на мотор. Мотор скользит на 3 цилиндрических направляющих. Пробиваем отверстие. пружинки поднимаю мотор над площадкой. Всяко удобне чем
    просто от руки. Притом бес перекоса!

  14. BlkDem

    Для того, чтобы пыль при сверлении не разлеталась, я использую пылесос для оргтехники 3М, но, думаю, можно и обычным.

  15. anatoliy

    В промышленности когда сверлят текстолит применяют СОЖ например воду. Или водно керосиновую эмульсию. Она и не даёт разлетаться пыли по цеху в промышленных масштабах. Дома это немного не удобно 🙁 Но при мокром сверлении режим обработки более лёгкий. И ресурса хватает на большие число отверстий.

  16. BlkDem

    Микроотверстия трудно будет в воде сверлить. Точнее, сверлить то не вопрос, попадать не просто из-за преломления будет.
    Надо попробовать.

  17. anatoliy

    @BlkDem
    В воде УПАСИ БОГ! А вот тоненькую струйку на сверло самое то что нужно 😀

  18. BlkDem

    Как бы это еще технически реализовать…
    Мы народ творческий — что-нибудь придумаем 🙂

  19. anatoliy

    А зачем изобретать велосипед? Посмотрите как сделано в промышленных станках с большими свёрлами. И адаптируйте под свои возможности. ИМХО ничего сложного там нет!

  20. BlkDem

    Осталось найти промышленные станки, быстро (пока никто не видит) скрутить систему подачи воды и скрыться в ближайшем кустарнике 😀

    Я верю, что ничего сложного 🙂

  21. anatoliy

    Если поставить от промышленного станка то не только плату смоет но и пользователя 😀
    Я делал самотёком на базе системы для инфузий(Капельнца)

  22. ewg.makaroff

    @anatoliy
    У нас такие сверла раньше на заводе в станках чпу стояли, в тех что платы сверлят

  23. radiolomaster

    Купил как-то на радиорынке такое сверло, сильно продавец расхваливал как легко им платы сверлить. Оно вроде как победитовое. Сверлит оно действительно хорошо, и биения совсем нет у него, но вот эта вторая режущая кромка, оставляет фаску на пяточках, иногда даже насквозь медь проходит, не удобно это.

  24. GetChiper Автор записи

    Ага, оставляет — когда проскакивает насквозь. Чтобы так не было, нужно плату класть на твердый материал (например на кусок текстолита).

  25. LexxD

    Центровочные сверла эти нашёл на ebay — называются «Center Drill Bit» стоят от 50 рублей за штуку!

    Только только начинаю заниматься радиоэлектроникой — подскажите каких диаметров заказывать сверла?

    GetChiper Спасибо огромное за блог! Море полезной информации!))) День и ночь читаю)))))))

  26. GetChiper Автор записи

    У меня самые ходовые 0.8. можно и 0.5 взять, но не все выводные детали влазят. 1.0 великоватые — уже неудобно паять (только для деталей с толстыми ножками применяю).

  27. nikvas5555

    Уважаемый GetChiper. Подскажите, как вы делаете отверстия 0,8*3,0 (к примеру ,для корпусных «ушек» USB разъема) и какой толщины стеклотекстолит вы используете? Спасибо.

  28. GetChiper Автор записи

    «0,8*3,0» если имеется в виду продолговатое отверстие — сверлю в ряд несколько отверстий и потом ломаю перемычки между ними (если аккуратно делать можно даже этим-же сверлом — сверля отверстия по перемычкам под углом 45 градусов)

  29. oleg63m@yandex.ru

    http://radiokot.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=80561&sid=cfe43cb547d17318dd2732de043a9266
    не сочтите за рекламу, я ничего не продаю и не продвигаю. По этому адресу есть чертежи и описание очень неплохого, качественного сверлильного станочка, который можно сделать, что называется на коленях.
    неоднократно повторенный в разных вариантах из разных материалов. все довольны. разработка моя, абсолютно бесплатная, как говорится в помощь радиолюбителям. Всем успехов

  30. GetChiper Автор записи

    Не знаю как ими получится сверлить — походу они для обработки уже готовых отверстий.

  31. a-info

    Это сверла твердосплавные сверловочно-зенковочные. Применялись на предприятиях радиопромышленности. Используються только на станках с цанговым зажимом. А зенковочное утолщение сделано для изготовления плат с металлизацией отверстий.

  32. Malinarg

    Возможно, кому-то будет полезно…
    Подобные сверла продаются в магазинах газовой аппаратуры как калибровочные сверла для сопел бытовых газовых плит. Во всяком случае, у нас в Питере. Может, и у вас тоже…

  33. Тин-Медведь

    Спасибо за статью, но я давно уже перешел на поверхностный монтаж, отверстия сверлю в крайних случаях . И паяю не только SMD компоненты но и DIP предварительно выгнув ножки и так же панельки микросхем. Плата немного увеличивается в размерах но зато хлопот на много меньше.

Добавить комментарий